Печать

Философия денег

(6 - проголосовало, средняя оценка 4.50 из 5)
Деньги - это реальность, с которой мы постоянно имеем дело в нашей повседневной жизни, это непременный атрибут нашего бытия. Они вносят в нашу жизнь особый ритм, особый стиль, особый “шарм”, особое восприятие мира и себя в нем.
Деньги создают нам проблемы, когда их нет, но еще больше проблем возникает тогда, когда они есть. И это только видимость, что мы управляем деньгами, на самом деле мы и не замечаем как тихо и настойчиво они управляют нами.
Деньги превращают нас в господина и в раба одновременно. И наша власть над ними реальна лишь настолько, насколько мы способны понять их власть над нами.
Человек пытается познать сущность денег на протяжении многих столетий. О деньгах писали философы и экономисты, государственные деятели, писатели и даже поэты. Их воспевали и проклинали, о них мечтали и их презирали, к ним стремились и их боялись. Что же такое деньги - добро или зло? Они способны созидать и разрушать, объединять и разлучать, они делают людей партнерами и соперниками, они несут радость и горе.

Деньги могут влиять на судьбу как отдельного человека, так и целых народов. Их добывают тяжким трудом и в них играют, с ними расстаются смеясь и плача. Человек делает деньги, деньги “делают” человека - они формируют и его образ жизни, и его образ мыслей. Что же они дают человеку - свободу или зависимость?

Деньги способны вызвать всю гамму человеческих настроений. Если собрать все, что написано о деньгах в разные времена и у разных народов, то перед нами предстанет гигантское разноцветное полотно человеческих мыслей и чувств, на котором яркие тона будут перемежаться с мрачными и на котором, тем не менее, останутся “белые пятна” непознанного.

Деньги как объект познания относятся к специальной области знаний - экономической науке, которая, как и всякая наука, имеет свой предмет, свои методы исследования и цели.
Современная экономическая теория (economics) рассматривает деньги как “средство обмена”, которое предназначено для облегчения торговли, и видит в этом их “жизненно важное значение”. Задачи экономикса сводятся к тому, чтобы выяснить, сколько денег нужно экономике, как формируется предложение денег и какова его структура, какие факторы влияют на денежный спрос, как функционирует денежный рынок. Поставленные задачи предполагают и соответствующие методы - преимущественно методы количественного анализа.

Методология современной экономической науки вызывает озабоченность как философов, так и экономистов, и является предметом острых дискуссий. Многие авторы высказывают сомнения по поводу ее эффективности и отмечают необоснованное увлечение математическими методами анализа, что превращает экономикс в “математизированную версию экономики”. И с этим нужно согласиться.

Экономическая наука, как наука специальная, имеет практическую направленность и выбирает такие методы, которые способствуют решению поставленных ею задач. В этом ее сила, обусловленная ее целесообразностью, в этом и ее слабость, проявляющаяся в ограниченности знания. Economics, и его составная часть monetary economics, ориентирован на обоснование методов экономической политики, в том числе денежной. Однако, как бы ни был важен анализ денежных потоков и выявление причин изменения конъюнктуры на денежном рынке, этого недостаточно для того, чтобы проникнуть в “тайну” денег, понять их природу и роль в жизни общества. Для этого необходим философский подход, необходимы такие инструменты мышления, которые помогут охватить все формы проявления сущности денег в их целостности. И в этом смысле справедливо говорить о философии денег.


Целостная картина денег может быть составлена на основе анализа их не только в качестве с р е д с т в а обмена, но и цели. Как средство обмена деньги способствовали развитию торговли, ускорению и расширению движения товаров и услуг, формированию общественных хозяйственных связей. Как цель обмена деньги оказали огромное влияние на развитие самого человека, его целеполагающую деятельность, его отношение к труду. Они изменили ценностную ориентацию человека и его представление об этических нормах.

Двоякая роль денег, как средства и как цели, рассматривалась еще Аристотелем в его учении о государстве, и послужила теоретическим фундаментом для разграничения понятий “экономика” как искусство приобретения полезных благ и “хрематистика” как способ обогащения. Первое он считал необходимым, соответствующим природе и имеющим свои границы, а второе - не соответствующим природе и не имеющим границ.

Дальнейший ход истории показал, что обе роли денег являются необходимыми и целесообразными, и, более того, они представляют собой единство противоположностей, а присущее им внутреннее противоречие служит источником общественного развития. С таких позиций анализировал сущность денег К.Маркс, раскрывая закономерности их превращения в капитал. О возрастающей власти денег над действиями людей, когда они становятся целью, писал Г. Зиммель Историческая миссия денег заключается не только в “облегчении торговли” и не только в развитии “рыночной экономики”, нацеленной на получение прибыли, но и в формировании “экономического человека” с его особыми ценностными установками, - в формировании того, что потом назовут “духом капитализма” .Деньги принесли изменения не только в “мир вещей” и не только в “мир людей”, они сыграли определенную роль в изменении внутреннего мира человека, его интересов, идеалов, устремлений и нравственных критериев.

Деньги изменили систему человеческих ценностей, поставив себя в центре как всеобщую экономическую ценность.
Деньги - это ценность, но в чем же она заключается ? Говорить о реальной стоимости денег можно было лишь тогда, когда они существовали в ф о р м е благородных металлов, т.е. полноценных денег. Но переход к другим формам денег (монеты, банкноты), имеющим лишь номинальную стоимость, превращает их в знак, символ, в носителя информации. Но, тем не менее, они остаются реальной ценностью и благодаря этому могут выступать и средством и целью обмена. Их ценность происходит не из их вещественной формы, а из с о д е р ж а н и я того общественного процесса, который они опосредуют своим движением и делают его возможным.

Деньги - это в е щ ь, которая имеет свою особую форму д в и ж е н и я от одного человека к другому и выражает определенный способ общения. Вещь, которая, независимо от своей материальной или символической формы, служит инструментом общественного взаимодействия людей посредством обмена. Это и является “источником огромной ценности денег для общества”

Механизм общественного взаимодействия, осуществляемого с помощью денег, можно свести к двум постоянно чередующимся актам - присвоения и отчуждения. Посредством присвоения и отчуждения денег происходит отчуждение и присвоение различных благ, созданных в обществе (товаров, услуг) - мое становится чужим, чужое становится моим. Деньги вносят определенный порядок в процесс распределения общественных ценностей. Обладая свойством всеобщей обмениваемости они не только сами становятся ценностью, но и выступают м е р о й стоимости обмениваемых благ - “мерой всех вещей”

В постоянном чередовании актов отчуждения и присвоения - пульсация рынка, свидетельствующая о перемещении созданных в обществе благ из одних рук в другие. Этот процесс выражает способ взаимодействия разрозненных производителей и потребителей и, в конечном итоге, формирует экономическую жизнь общества.

В постоянном чередовании актов отчуждения и присвоения отдельные моменты общения субъектов экономики соединяются в единую общественную связь и образуют единый социально-экономический организм, основанный на зависимости каждого от всех и всех от каждого.

В постоянном чередовании актов отчуждения и присвоения проявляется механизм общественного взаимодействия частных интересов, с помощью которого происходит реализация целей и желаний отдельных индивидуумов, и который обеспечивает их с в о б о д у в осуществлении выбора. Из этих моментов самореализации личности в обмене складывается жизнь “экономического человека”, ее количественные и качественные характеристики.

Деньги определяют КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ГРАНИЦЫ ВОЗМОЖНОГО в действиях людей. Посредством денег устанавливаются количественные пропорции обмена, в основе которых лежит принцип эквивалентности отчуждаемых и присваиваемых благ. В этом смысле можно говорить о том, что деньги - это “порядок из хаоса”, это определенные правила “коллективной игры” под названием “рынок”, которые обеспечивают равные права ее участников, это механизм соционормативной регуляции общества.

Однако деньги одновременно выражают КАЧЕСТВЕННУЮ БЕЗГРАНИЧНОСТЬ ВОЗМОЖНОГО в действиях людей. Благодаря своей всеобщей ценности они выступают безусловным стимулом и побудительным мотивом любых видов деятельности, в том числе и антигуманных, они делают привлекательной любую работу, в том числе и направленную против человека, они превращают в предмет купли-продажи то, что таковым быть не должно. В этом смысле можно говорить о том, что деньги вносят “х а о с” в жизнь общества, они наглядно демонстрируют как частный интерес может влиять на общественный порядок. Будучи искушением и соблазном деньги выступают испытанием нравственности.

Деньги наполняют материальной силой волю человека во всех ее проявлениях и создают одновременно общественный механизм ее реализации (рынок), но они индифферентны к тому, на что эта воля направлена. Это уже сфера разума.

Деньги одинаково добросовестно обслуживают и разрушительные и созидательные действия человека, они - лишь средство реализации его воли и разума. Но в этой роли они не пассивны - они творят или разрушают самого человека как личность, они активно влияют на формирование его индивидуальной системы ценностей, на расстановку его личных приоритетов и целей. Все зависит от соотношения двух сил - разума и денежного интереса - в целеполагающей деятельности людей.

Деньги ставят человека перед необходимостью рационального обоснования своих действий. И в этом смысле нельзя не согласиться с Г. Зиммелем, который считал, что развитие интеллекта идет параллельно с развитием денежного хозяйства. Более того, деньги способствуют развитию “общественного интеллекта”, ставя общество перед необходимостью общественного контроля над “свободной игрой рыночных сил”.

Деньги - это продукт общества, “социальное изобретение”, и общество в ответе за свое дитя. Так же, как когда-то давно силой общественной воли, были созданы деньги, так теперь силой общественного разума мы должны понять их место и роль в жизни общества и научиться управлять этой “стихией”. Это может быть достигнуто объединением усилий экономической науки, с ее практической направленностью, и философии, с ее стремлением к познанию целостности мира.

Современная экономическая наука имеет огромные достижения в области разработки методов управления денежными потоками, но многие вопросы теории денег остаются пока без ответа. Сущность денег мы должны искать не в механизмах функционирования рынка, а в законах развития общества.

Деньги - это инструмент развития цивилизации и ее результат. Они требуют философского осмысления.
Философия денег - это не праздное теоретизирование. Вопрос о сущности и роли денег - это то исходное теоретическое положение, которое использовалось для противопоставления “плановой” и “рыночной” экономики, социализма и капитализма. Это тот ключевой вопрос, который дает представление о пределах свободы и равенства людей, живущих в обществе с денежной экономикой.

Философия денег - это способ познания объективной необходимости и закономерностей развития денег как общественного явления, который позволяет выявить их влияние на “мир вещей”, “мир людей” и “мир” отдельной личности.
Философия денег может внести свой определенный вклад в воспитание способности общества помнить, что “мерой всех вещей” всегда должен быть человек.